Отечественная ветроэнергетика
В настоящее время Россия имеет нич тожную по сравнению с мировыми лидера ми суммарную установленную мощность ВЭС — около 15 МВт (Калининградская область — 5,1 МВт, Воркута — 1,5 МВт, Чукотка — 2,5 МВт, Башкирия — 2,0 МВт, Саратовская область — 0,3 МВт, о-в Беринга — 0,5 МВт, Приморье — 2,0 МВт), что в сумме составляет примерно 0,007% от всех элект рогенерирующих мощностей РФ.
Проектируемые Ленинградская (75 МВт) и Балтийская (50 МВт) ВЭС смогли бы по высить вклад ВЭС в общую электрическую мощность России примерно до 0,07%.
С учетом ветроэнергетических тради ций бывшего СССР (более 100 МВт сум марной установленной мощности ВЭС в 1950-х годах) и огромных запасов ветроэнергетических ресурсов, Россия сегодня ведет себя в отношении национальной вет роэнергетики, по мнению зарубежных спе циалистов, менеджмента и производителей ВЭУ, необъяснимо осторожно и стратеги чески недальновидно. В настоящее время уже наметилось снижение интереса миро вых производителей к России как потенци альному рынку сбыта ВЭУ.
Тормозом развития, внедрения и ши рокомасштабного использования ветро энергетики в России является целый ряд причин.
На наш взгляд, основные из них — отсутствие государственной позиции и, как следствие, неопределенность государст венных целей и приоритетов. До сих пор в стране не приняты общегосударственные и региональные программы развития вет роэнергетики и не созданы государствен ные органы управления на федеральном и региональном уровнях.
Разработки программ усилиями отдель ных ведомств (Минпромэнерго РФ, РАО «ЕЭС России», ГидроОГК), как правило, не достаточно скоординированы и не решают проблемы в комплексе.
Законодательные барьеры обуслов лены отсутствием законов и механизмов, регулирующих развитие и внедрение ВИЗ, а также нормативов, обеспечивающих свободный доступ независимых произво дителей к электросетям энергосистем.
Экономические барьеры связаны с от сутствием госфинансирования, низкой пла тежеспособностью населения и организа ций, дотационностью многих субъектов РФ, с отсутствием экономических стимулов для вложения инвестиций (налоговых льгот, льготных кредитов) и гарантий возврата вложенных средств.
Научно-технические и профессиональ ные барьеры обусловлены отсутствием по большинству видов ВИЭ готовых систем энергоснабжения и системы сертифика ции оборудования, неразвитостью инфра структуры и ремонтно-эксплуатационной базы, отсутствием квалифицированных кадров, низким уровнем технологических разработок и научно-информационного сопровождения проектов.
Психологические барьеры и стереотипы проявляются в широком диапазоне от гос подствующей сегодня позиции «жить одним днем» до воинствующей уверенности в не исчерпаемости углеводородных и ядерных энергоресурсов России. Они усугубляются традиционной ориентацией регионов на централизованные дотации, основной из которых является «северный завоз».
Информационные барьеры связаны со слабой осведомленностью населения, руководства и общественности о возмож ностях, преимуществе и эффективности ис пользования ВЭС и с отсутствием системы пропаганды в СМИ.
Однако, по убеждению авторов, в Рос сии в настоящее время есть предпосылки ускоренного развития и крупномасштаб ного внедрения ВЭС в единую энергетичес кую систему, обусловленные следующими факторами:
— необходимостью выполнения Россией международных обязательств — положений Киотского протокола и Конвенции ООН по охране окружающей среды и климата, а также энергосберегающих, природоох ранных и экологических нормативов РФ;
— острой необходимостью обновления устаревших и выработавших ресурс энер гетических мощностей страны (до 5 % в год от суммарных генерирующих мощностей страны, составлявших к 2005 году около 217 ГВт);
— необходимостью наращивания су ществующих электрогенерирующих мощ ностей России на уровне 5% в год согласно принятой руководством страны стратегии ускоренного развития отечественной эко номики (6% в год и более);
— высокой технической и экономичес кой конкурентоспособностью современ ных ВЭС с традиционными технологиями энергопроизводства на основе невозоб новляемых видов топлива — органического и ядерного;
— высоким уровнем развития ветро энергетических технологий в мире и воз можностями быстрого и эффективного их трансферта и использования в России; богатейшим сухопутным и морским ВЭП во многих регионах России, высоким уровнем его изученности, а также нали чием эффективных отечественных методик быстрого и экономичного проведения тех нико-экономического обоснования ветро энергетических проектов.
Существенным барьером для широко масштабного внедрения ВЭС является не обоснованное мнение об их экономичес кой неэффективности, по крайней мере в РФ, с ее запасами органических, ядер ных и водных энергоресурсов.

На рис. 3 представлены результаты проведенного авторами сравнительного анализа энергетической и экономической эффективности известных ныне способов производства электроэнергии. Оценки энергетической эффективности энергоисточников даны на основе средних статис тических технических, энергетических и экс плуатационных их показателей, а также с учетом текущей и прогнозной стоимости
— топлива. Экономические показатели рассчитаны в соответствии с системами налогообложения и кредитования в РФ при различных сценариях динамики инфляции.
— Расчеты энергетической эффективности ВЭС для отдельных пунктов и областей РФ обеспечивались авторской компьютерной системой «ФЛЮГЕР», включающей в себя базу данных многолетних измерений (за 1940-1990 годы) 3600 метеорологических и 146 аэрологических станций бывшего СССР, данные о технических характеристиках современных серийных ВЭУ и программные средства численного моделирования характеристик ветра и расчета энергетической и экономической эффективности ВЭУ.
— В ходе сравнения экономических показателей ВИЭ и вновь строящихся традиционных ЭС были сделаны выводы, являющиеся для российских условий наиболее практически важными:
— ряд ВИЭ (сетевые ВЭС, СК, безплотинные МГЭС, БиоЭС) являются коммерчески конкурентоспособными по сравнению с ЭС на органическом топливе за счет отсутствия топливной составляющей;
— более высокие капитальные затраты при строительстве ВИЭ (и ВЭС в частности) по сравнению с традиционными ТЭС на органическом топливе обусловлены более высокой стоимостью их основного оборудования.
— Последнее обстоятельство диктует необходимость государственной экономической поддержки технологий энергопроизводства на базе ВЭС.
|